Правильный ответ Кадо

«Правильный ответ Кадо» – научно-фантастический сериал, созданный студией «Toei Animation», по праву может считаться экспериментальным как в области технических решений, так и в плане жестокой игры на ожиданиях зрителей. Неудивительно, что одни рецензенты сочли «Кадо» разочарованием года, в то время как другие, напротив – сериалом десятилетия. Редко какое аниме вызывает столько разногласий у зрителей, тем не менее, произведение такого уровня следует оценивать по достоинству, а не по первому впечатлению.


Начнем с того, что «Правильный ответ Кадо» – это настоящий сэйнен, то есть проблематика рассчитана на взрослую аудиторию. Для комфортного просмотра зрителю необходим определенный багаж знаний по философии, информатике и квантовой физике, иначе большая часть авторской задумки останется непонятой или вообще незамеченной, т.к. здесь постоянно применяется специфическая терминология: «анизотропность», «сингулярность», «натурализм» и так далее, да ещё с поправкой на игру слов в японском языке. Например, «ихо» японское обозначает и анизотропию, и незаконность чего-либо. Другой мир, в данном случае – это «ихо», и действия репортеров – это тоже «ихо».


Визуальная часть сериала, несмотря на активное использование трехмерной графики, производит весьма приятное впечатление, в отличие от более ранних попыток внедрения 3D в аниме. Эта приятность достигается частым включением в видеоряд классических 2D вставок. В результате такая смесь стилей выглядит действительно органично, чем не могли похвастаться сериалы-предшественники. Специфичность графического решения в данном случае – не повод отказаться от просмотра, тем более, что необычной графикой и сложной терминологией особенности «Кадо» не ограничиваются.


Как известно, главный герой даже в сэйнен-произведениях редко бывает старше 17-ти лет, то есть зрителю приходится мириться со школой, подростковыми проблемами, фансервисом и так далее. В «Кадо» ничего этого нет. Вашему вниманию предлагается 30-летний Синдо Кодзиро – переговорщик МИД Японии. Герой умён, хорош собой и обладает нестандартным мышлением… Особенно интересен его взгляд на то, какими должны быть действительно успешные переговоры. Сюжет повествует о контакте с внеземным разумом в лице некоего Яха-куй Зашунины, который формулирует цель своего визита фразой: «Дабы возвысить этот мир» и просит главного героя представлять его интересы в последующих переговорах с Правительством Японии. Со стороны Правительства, руководство МИД назначает представителем молодую, но грамотную и амбициозную девушку – Тсукай Сараку, которая, по каким-то причинам, не испытывает восторга ни от самого пришельца, ни от его даров. Основное действие развивается медленно, практически всё экранное время занимают диалоги и монологи персонажей, а проблематика носит научно-фантастический характер с уклоном в философию и психологию общества в целом. Первая половина сериала поднимает ряд непростых вопросов: готовы ли мы получить в свое распоряжение экологически чистый источник бесконечной энергии, мощность которого подстраивается под запросы электрической цепи; что делает нас людьми; к каким последствиям может привести быстрый научно-технический прогресс?.. И вообще, кто этот пришелец и для чего ему так баловать человечество?


Дальнейший сюжет будет обыгрывать конфликт интересов Яха-куй Зашунины и Тсукай Сараки. По мере развития событий, проблематика все сильнее переходит из области научной фантастики в область теософии и психологии личности, с уклоном, хочется сказать, что в романтику, но это – лишь видимость. Идейная основа «Правильного ответа» – гностицизм. Во всяком случае, интереснее всего рассматривать этот сюжет именно с позиций гностицизма. Рекомендуется понять по первым признакам, что это – не научная фантастика развлекательного характера в привычном понимании, и не ждать от сериала того, чем он изначально не является. Данное аниме следует смотреть с небольшими перерывами, обращая внимание на тонкие намеки, поясняющие мотивацию персонажей, и периодически возвращаясь назад, т.к. многие рецензенты отмечали разрыв логической связи после 9-го эпизода, но на самом деле это не так, просто ответы на свои вопросы зритель получает далеко не сразу.


Во второй половине сериала начинается «другое кино»: практически любая сцена легко трактуется множеством способов, причём авторская позиция явным образом не поясняется; предыдущие события получают существенно иную окраску в плане морали и этики; большая часть происходящего остаётся за кадром; далее ещё и хронология сбивается, а финал… Финал – это Вселенская несправедливость и двусмысленность до такой степени, что попытка обсудить детали даже с близкими людьми может стать началом затяжных ожесточённых споров, что было проверено на личном опыте. Нумерация эпизодов здесь тоже нестандартная, начинается с нуля. Нулевая серия позволяет понаблюдать Синдо-сана в привычной для него обстановке, а также знакомит с некоторыми персонажами второго и третьего плана до начала основных событий сериала. Эта серия – важная, и лучше начинать просмотр именно с неё, а вот эпизод 6.5, напротив, не содержит новой информации, и вообще само его наличие в 13-серийном аниме – это нонсенс. Что касается сюжета в целом, то на его оценку сильно и непредсказуемо влияет Ваше личное отношение к пришельцу, его дарам и перспективам развития, открывшимся для человечества. Начиная с девятой серии, «Кадо» либо станет для Вас ещё более сложной, глубокой, да ещё к тому же и весьма трагичной картиной, либо повествование окончательно потеряет всякую логику и превратится в глупый непродуманный фарс по причине того, что эпизоды 10–12 поднимают проблему уникальности человеческого сознания, которая носит скорее философский, нежели научно-фантастический характер, а объяснять сей феномен авторы возьмутся через любовь.


Надо сказать, что слово «душа» так и не прозвучит в сериале ни разу, но сюжет и это понятие определенно затрагивает, что совершенно нормально для Японии, однако ощущение того, что гениальную авторскую задумку по каким-то причинам не смогли реализовать в полном объёме, всё-таки может возникнуть. К счастью, вопросы, оставшиеся без ответов, носят второстепенный характер, а некоторая недосказанность всегда была одной из ключевых особенностей японских сюжетов, так что не стоит из-за нескольких странноватых мелочей занижать оценку этому удивительному творению. Жизнь слишком сложна, чтобы можно было прожить её по заранее заготовленным «Правильным ответам». Важно, в условиях нехватки информации, уметь вовремя найти эффективное решение, которое бы работало на перспективу, а не гнаться за сиюминутной выгодой, т.к. такая выгода может обернуться страшными потерями в дальнейшем.