Играть в захватывающую игру или читать хорошую книгу всегда приятно, но для многих людей бывает гораздо интереснее создать своё собственное, неповторимое произведение. Что касается книг, то здесь всё относительно понятно: берём ручку, чистый лист бумаги и садимся ваять свой шедевр – было бы желание рассказать что-то людям. А вот с играми сразу же возникает куча трудностей и неясностей. Чаще всего, перелопатив кучу интернет-ресурсов и не найдя ничего конкретного, человек опускает руки, а идея сделать собственную игру так и остаётся идеей. В этой статье для начинающих разработчиков постараемся максимально доступно и понятно осветить все тонкости и нюансы сложного процесса создания компьютерной игры.Процесс этот обычно начинается с идеи. Без неё никогда не получится создать что-то действительно новое и уникальное: ведь искусство, как известно, не терпит застоев. Также можно добавить, что множество хороших игр стали популярными именно благодаря задумке, а не графике или продвинутым технологиям. Если свежая и интересная идея у Вас есть, то дело за малым: собрать команду единомышленников и приступить к разработке игры. После того как Вы нашли помощников, остаётся воплотить идею в жизнь, и прежде всего – на бумаге. Для этого необязательно уметь хорошо рисовать: главное – донести до соратников идею, рассказать об особенностях мира, придуманного Вами, обозначить основные особенности будущей игры. Чтобы понять, насколько это важно, достаточно вспомнить один забавный эпизод из мультфильма «Простоквашино»: в этом эпизоде дядя Фёдор пишет письмо родителям, а Матроскин и Шарик дополняют его своими личными проблемами и переживаниями. Помните, что из этого вышло? Так и с разработкой игры: если участники коллектива не видят целостной картины и пишут «от себя», то и продукт на выходе получится соответствующий… Не менее важны и технологические нюансы. Пожалуй, единственные, без кого не обходится разработка ни одной более или менее серьёзной игры – это программисты. Ведь оформить простую игру графически можно даже в Paint, а вот оживить мир игры, подчинить его определённым правилам не так-то просто. В частности, программисты конструируют движок игры и программу, в которой будет по кусочкам собираться виртуальный мир (приходилось когда-нибудь обращаться с редакторами уровней для CS или WarCraft?). Если игра планируется в 3Д (а этого чаще всего требуют амбиции разработчиков), то потребуются также и люди, умеющие работать в каких-либо трёхмерных графических пакетах (самые популярные – 3D Studio Max, Maya 3D и др.). В этих пакетах моделлеры по отдельности создают все предметы игрового мира. Процесс моделирования более всего похож на скульптурную лепку. 3Д-художник двигается от общего к частному: отсекая ненужное, создавая углубления и выпуклости (благо, инструменты программ это позволяют), он вытачивает из обычного кубика или цилиндра нужную фигуру. Это трудоёмкий и длинный процесс, но богатые компании могут позволить себе несколько другие методы моделирования: например, персонажей можно делать, сканируя живых людей, а движения снимать с живых актёров (технология motion capture – «захват движений»). Желательно снабдить 3Д-художников готовыми эскизами персонажей, оставив им только технологическую часть. Обычно созданием объекта, его текстурированием и анимацией занимаются разные люди, хотя всё это и относится к области 3Д-графики. Просто чаще всего настоящие профессионалы работают хорошо только в своей узкой области. В принципе, создание картинки и оживление её программистами – основная часть процесса разработки, но звук не менее важен. Так, для записи реплик персонажей приглашают известных актёров, а звуки выстрелов, лязга мечей и пр. записываются в специальных студиях. Из всего вышесказанного становится понятно, что разработка игры требует не только много времени и знаний, но и денег. В связи с этим начинающим разработчикам можно дать несколько советов. Первый: всегда лучше начинать с малого; взваливая на себя непосильный объём, любой человек заранее обрекает себя на неудачу. Поэтому можно начать с разработки модификаций и дополнительных миссий для игр (в комплекте с каждой обычно предоставляется редактор уровней). В игровой индустрии нередки случаи, когда крупные компании замечают талантливых модостроителей и предоставляют им права и средства на развитие более крупных проектов. И второй совет: не стоит браться за разработку игры самому – пусть даже это и очень простая игра. Только слаженные действия коллектива помогут добиться успеха и создать действительно стоящую вещь.