Поезд - очень долго. Самолёт - очень дорого. Именно так должен был подумать изобретатель, прежде чем создать Hyperloop, транспорт, который даёт нам возможность по-настоящему заглянуть в будущее. Писатели-фантасты в своих классических произведениях дают десятки прогнозов того, какими будут футуристические средства передвижения. Это и воздушные аппараты, и коридоры сквозь пространство, и сверхсветовые космические корабли. В то же время, идеи для наземного транспорта долгое время не могли переступить через проект монорельса, электропоезда на магнитной подушке. Казалось бы, что можно тут придумать оригинального? Тем не менее, миллиардеру-изобретателю Илону Маску, реализовавшему успешный проект электромобиля Tesla, это удалось.


Идея, положенная в основу Hyperloop, не так уж и нова. Просто в 21-м веке, изобилующем новыми технологиями, её можно реализовать на очень высоком уровне. Вспомним простую пневмопочту, которая с середины 19 века активно используется для передачи малогабаритных предметов и документов на небольшие расстояния. Руководитель предприятия может отправлять капсулы с техусловиями, пробами, образцами и указаниями прямо в цех, общаться с отделами, расположенными в нескольких сотнях метров от него. Всё, что требуется системе для работы - замкнутое пространство, наличие в нём системы подачи сжатого воздуха и примитивной сигнализации на обоих концах. Проще некуда. А что, если в канал пневмопочты поместить человека? Именно так и подумал автор идеи, расширив горизонты этого вида транспорта до междугородного сообщения.


Представим гигантскую пневмотрубу, сделанную из бетона и размещённую над землёй на опорах. В трубе создана специальная атмосфера с разреженным воздухом, чтобы минимизировать сопротивление среды. Маск подсчитал, что наиболее экономически выгоден именно форвакуум (давление в 1/1000 от атмосферного). Вагон-капсула для пассажиров имеет длину 25-30 м и оснащена втягивающим компрессором, который служит для движения вперёд и питания системы, создающей воздушную подушку под днищем капсулы. Сочетание такой платформы и минимизации трения воздуха в замкнутом пространстве позволяют капсуле развить гигантскую скорость. Но это ещё не всё. Ускорение и торможение системы производится электродвигателем, в который входят как составные части вагона, так и самой трассы. Сверху на наружной части трубы находятся солнечные батареи, которые обеспечивают автономное питание системы.


Теперь осталось соединить такой трубой два крупных города, расстояние между которыми около 500-1000 км, и ощутить всю прелесть Hyperloop. Представляя идею публике, Илон Маск пообещал, что из Сан-Франциско в Лос-Анджелес пассажиры смогут добираться примерно за полчаса. Скорость движения составляет от 480 до 1220 км/ч, в зависимости от рельефа местности. Капсулы с пассажирами могут отправляться каждые 30 секунд. Система не зависит от погодных условий, за счёт замкнутого объёма её можно размещать как над землёй, так и под водой. Это и есть "гиперпетля". Учитывая скромные энергетические потребности поезда ожидается, что солнечные батареи будут генерировать "чистую" энергию с избытком. Излишек мощности Маск планирует продавать и покрывать с его помощью расходы на обслуживание Hyperloop. Вместе с тем, сам изобретатель не спешит монополизировать реализацию проекта, предоставив открытые спецификации всем желающим. В итоге сформировалось два основных сообщества, активно занимающихся развитием поезда будущего - компании Hyperloop Transportation Technologies и Hyperloop Technologies. В 2015 году обе компании заявили о создании тестовых площадок. Ожидается, что первый пробный трек Hyperloop начнёт работу уже в 2016 году.


Сколько может стоить билет на такой поезд? Экономически оправданной ценой на билет из Сан-Франциско в Лос-Анджелес (около 600 км) Маск назвал 20 долл. Однако инженеры и экономисты сомневаются в точности его расчётов, указывая на сложность построения системы и использование новой, толком не опробованной, технологии движения. Тем не менее, миллиардер-инноватор уверен, что его "Конкорд" 21 века будет недорогим в использовании и привлечёт огромный пассажиропоток. Можно сказать, что всё, к чему прикасается Маск, превращается в будущее. Ведь его перу, помимо Hyperloop и Tesla, принадлежит и космический проект многоразового корабля SpaceX, и многомиллиардные инициативы в области изучения искусственного интеллекта. Кто знает, что ещё он будет в силах реализовать, почему не машину времени?