Продукция студии Уолта Диснея уже давно завоевала мир. Как дети, так и их родители отзываются о диснеевских мультфильмах с искренним восторгом. Чаще всего мультфильмы хвалят за "красочность" и "доброту". Однако, если мы не будем судить поверхностно, а остановимся и немного поразмыслим над тем, что это за мультфильмы, чему они учат и какую смысловую нагрузку несут, то откроем совсем другую сторону продукции студии Диснея. И в первую очередь, это именно продукция. Если советские мультики были изначально сняты для детей, без всякого коммерческого умысла, то студия Диснея всегда производила свою продукцию для того, чтобы зарабатывать на этом деньги. Сколько сейчас выпускают товаров с изображением диснеевских героев? Один "Диснейлэнд" чего стоит. А где же наше? Где "Союзмультфильмлэнд"? И вроде бы всё справедливо, ну да, мол, не за бесплатно же мультипликаторам работать. Но здесь вопрос в другом. Если в советских мультиках основной упор шел на моральную составляющую (главное - то, чему мультик учит, какое сообщение он несет), то в диснеевских мультфильмах упор идет на внешнюю составляющую, здесь главное - это завлечь зрителя яркой картинкой, а что показывает эта картинка, это уже дело десятое. "Красочность" диснеевских мультиков - это спорное достоинство. Яркие краски привлекают, но при этом словно гипнотизируют детей, так что они не отрываются от экрана, следя за красивой картинкой и не обращая внимания на сюжет и смысл происходящего. Как часто сейчас в отзывах на какой-нибудь пошлый, глупый фильм звучит похвала вроде фразы "Можно посмотреть, не думая", или "Отключить мозги и смотреть", или вовсе "Поржать и ни о чем не думать" (это цитата!). Именно к этому приводят мультфильмы, подобные диснеевским: "смотреть и ни о чем не думать". А когда человек ни о чем не думает, он тупеет. Следовательно, мультики Диснея делают детей глупыми, или, во всяком случае, никак не развивают их интеллектуально. Не будем описывать все мультфильмы Диснея, затронем лишь столь любимых (в основном мамочками) принцесс. В первую очередь отметим, что все принцессы этих мультфильмов на одно лицо (хоть и с разными прическами и цветом волос): огромные глаза, маленький носик, аккуратные скулы. Даже негритянка Тиана отличается лишь цветом кожи. Таким приемом закладывается определенный стереотип о красоте лица. Девочка, у которой черты лица не столь идеальны, считает себя уродливой, ведь она не похожа на Белоснежку или Аврору. Ребенок начинает бороться со своей внешностью: выщипывать брови в ниточку, экспериментировать с волосами, худеть, мечтать о пластической операции. В худшем случае дело может дойти до суицида. Да, это не заслуга именно Диснея: в подростковом возрасте большинство детей недовольны тем, как они выглядят. Но Дисней тоже вносит в этот процесс свою лепту, это бесспорно. Таким же образом закладывается стереотип о фигуре. Принцессы Диснея нечеловечески стройны, и добиться такого результата в реальности невозможно. Не так давно подобные претензии предъявлялись и производителям кукол "Барби". Почему же про мультфильмы Диснея молчат? Свою роль играет и яркая одежда. "Одевайся вызывающе, и тебя заметит принц". Стоит ли упоминать, что принцессы (настоящие, а не диснеевские) никогда так не одевались? Почему бы не нарядить принцессу в платье, действительно соответствующее той эпохе, к которой принадлежит действие сказки? Но ведь так не завлечешь маленького покупателя (именно покупателя, а не зрителя! Основной аспект-то деньги). Эти стереотипы о красоте приносят вред не только девочкам, но и мальчикам. В будущем они склонны искать свою "принцессу", вызывающе одетую, гламурно накрашенную, с идеальными чертами лица и невозможной в природе фигурой. Стоит ли говорить, что поиски не увенчаются успехом? А теперь внимание вопрос! Сколько лет, по-вашему, каждой из принцесс? На какой возраст они выглядят? Белоснежке всего 14 лет! Самым старшим, Золушке и Тиане, по 18... Немая сцена. Со своим гламурным макияжем диснеевские принцессы выглядят как фотомодели лет двадцати-двадцати пяти. Каково же их поведение, какие стереотипы мы найдем здесь? Поищите картинки с принцессами в Интернете сами. каждая девушка изображена в манерной гламурной позе, словно модель с глянцевых страниц, с неискренней белозубой улыбкой и завлекающим взглядом. Неудивительно, что находится немало любителей порисовать картинки-арты "18+", главными героинями которых являются принцессы Диснея. "Озабоченных везде хватает", - это бесспорно. Но разве продукция для детей должна давать хотя бы намек на эротику? Очень натуралистичная прорисовка героинь, их откровенные наряды (вспомним Жасмин), вызывающее поведение, игривые взгляды... Разве этому должны учить девочек мультфильмы? "Эти мультики учат доброте". Ну да, в них нет крови и насилия. Но какой доброте они учат? "Если я буду милой и доброй, я встречу богатого принца"? Вспомните наш советский фильм "Золушка" с Яниной Жеймо. Как в этом фильме Золушка стыдилась, что принц узнает её в лохмотьях! Стыдилась не потому, что "богатый сорвется с крючка", а потому что действительно любила принца. Сказка в книжном варианте учит тому, что милую, добрую и сострадательную девушку полюбит любой человек, будь то принц или нищий. Мультфильмы Диснея учат другому: для того, чтобы завлечь принца, нужно быть доброй и милой. Чувствуете разницу? Эти мультфильмы закладывают в ребенке основы корысти. На просьбу помочь вы все чаще будете слышать от ребенка: "А что мне за это будет?" А отсюда следует ориентировка на материальные ценности, на деньги. Ценности же моральные, этические, остаются за бортом. Следует также отметить и то, как извращаются сами сюжеты, которые ложатся в основу мультфильмов. Опустим такие детали первых мультфильмов, как кот Люцифер (!) в "Золушке", обратимся сразу к мультфильму об Ариэль. Бедная сказка Ханса Кристиана Андерсена! Разве это он имел в виду? Разве об этом он писал свою сказку? О гламурной русалочке, которая расчесывает вилкой волосы? В то время, когда была написана история о русалочке, великий датский сказочник увлекался идеей о вечной жизни, именно поэтому в его сказке трагичный финал в итоге оказывается счастливым: русалочка обретала новую жизнь в обличии теплого ветра. Студия Диснея изменила торжество вечной жизни на торжество свадебное. Неплохо ведь обменять вечную жизнь на вечное богатство, правда? В сказке Андерсена любовь показана благороднейшим, высоким чувством: русалочка радуется за принца, за его молодую жену, ласково улыбается им и целует их, будучи ветром, а затем уносится прочь, испытывая лишь легкость и счастье. В мультфильме любовь более примитивна и приземленна, никаких высоких чувств не вызывает и вдохновения не дарит. А до чего противно смотреть на вызывающе накрашенную Ариэль с её ярко-алыми волосами и вспоминать при этом невероятно трогательную, невинную, застенчивую русалочку из сказки Андерсена! Сказка об Аладдине - это арабская сказка из сборника "Тысяча и одна ночь" "Аладдин и его волшебная лампа". Никакой "уставшей от жизни во дворце" Жасмин там не было. Была прекрасная гордая царевна (а не принцесса!) Будур, которая ниоткуда не сбегала и уличных воров в глаза не видела. От первоначального сюжета в мультфильме не осталось практически ничего, и это очень печально. Нет жадного брата Аладдина, который наказан за свою жадность смертью (это неудивительно, ведь разве будут мультфильмы, проповедующие эту самую жадность и любовь к деньгам, работать против себя же), нет храброй служанки Марджаны (в мультфильме истинная храбрость подменена храбростью ложной, пример чему - глупый побег Жасмин). Пример девочке здесь подает Жасмин: сбегай из дома, флиртуй с уличными ворами, и будет тебе счастье. Такой бред, как "принцесса-официантка" и "принцесса-дочь вождя" вообще не считаю нужным комментировать. Основная идея здесь - политкорректность, и она же - главная причина создания этих мультфильмов. Ни о каких высоких идеалах нет и речи, всего лишь политика. Обратимся к Рапунцель. Сюжет мультфильма (а точнее, просто имя героини и её длинные волосы) взят из сказки "Рапунцель", записанной немецкими фольклористами и филологами братьями Гримм. Ничего общего с самой сказкой мультфильм не имеет. Здесь, опять же, принцесса (которой изначально Рапунцель никогда не была, её родители были бедными крестьянами) попадает в одну компанию с вором. Сама Рапунцель ведет себя развязно и агрессивно. "По-пацански озорная", - как написала "Российская газета". Но разве может принцесса так себя вести? Одно дело - постоять за себя, совсем другое - размахивать сковородой направо и налево. И уже молчим о нравах тех эпох, об их моральных устоях и особенностях, о том, что никогда в арабской стране девушка (тем более принцесса) не могла носить ту одежду, которая надета на Жасмин, никакая принцесса в те времена не могла даже помыслить о том, чтобы спорить с родителями, а тем более сбежать из дома. Ни одна принцесса не сказала бы и слова уличному вору или нищему. И что стоят в историческом контексте все эти выдуманные истории о Жасмин, Рапунцель и прочих "по-пацански озорных" принцессах, которые по поведению и внешнему виду больше похожи на неких представительниц древнейшей профессии? С технической точки зрения мультфильмы выполнены достаточно качественно, если не считать, конечно, известной "халтуры" Диснея, когда сцены из одного мультфильма перерисовываются с другими героями и попадают в другой мультфильм (танец Белоснежки с гномами - танец Мэри-Энн с Робин Гудом, например). Так стоит ли воспитывать детей на этих мультфильмах, проповедующих лживые ценности, построенных на лживых сюжетах и навязывающих лживые стереотипы? Стоит ли приобретать продукцию с изображениями принцесс Диснея, вкладывая свои деньги в еще большее процветание этого глобального спрута, наживающегося на наших детях? Решать вам.